воскресенье, 2 октября 2011 г.

Немного о смерти...

Сейчас читаю книгу Госвами Махараджа "Стрела милости". По сути - это несколько семинаров, скомпилированных в книгу. Но по содержанию - это нечто невообразимое!!!

Вот, например, недавно прочитал о том, что мы боимся смерти, потому что уже множество раз умирали. И что мы не в принципе не можем бояться того, чего не испытывали сами.
Эта мысль всполошила мой ум. Дело в том, что пока я учился на философии, я все свои курсовые и диплом писал по танатологии. Для тех, кто не в курсе, танатология - это учение о смерти (от греческого thanatos - "смерть" и logos - "учение", или "наука"). И, соответственно, очень часто я пытался пролить свет на страх смерти и умирания.

Обычно у меня не было более или менее внятного объяснения этой проблемы. Я думал, что страх смерти - это трансформированный страх неизвестности, страх расстаться со своими привязанностями и т.д. Но мне абсолютно не приходило в голову, что страх смерти - это результат пережитого нами опыта!

При всём этом, в дипломной работе, анализируя труды Станислава Грофа, я неоднократно обращался к его опыту смерти-возрождения. Собственно говоря, в реинкарнацию я поверил благодаря Грофу. Потому что он так грамотно и логически обосновал этот феномен, известный ещё в древности, но отринутый современными учёными, что не признать этого было бы глупо.

И тут выясняется, что на самом деле это было у меня под носом! Несомненно, две вышеупомянутые причины имеют место быть, но при желании их можно преодолеть. А вот чтобы убрать из своего бессознательного воспоминание о пережитых смертях, нужно очень сильно постараться. И то, полностью вряд ли удастся стереть эти переживания.

Этим, кстати, и объясняются многие страхи и фобии, присущие людям.

С другой стороны, можно наблюдать, что у людей, достигших духовного совершенства, этот страх отсутствует напрочь. Мистика? Ничуть. Просто эти люди осознали своё отличие от тела, поэтому их не пугает смена оболочки. Мы же не боимся выбрасывать старую одежду и покупать новую.

И если посмотреть повнимательней, то все мировые религии помогают преодолеть людям этот страх. Помню, как одна преподаватель с нашей кафедры сказала, что религия - это попытка вытеснить страх смерти. На самом деле, когда мы осознаём свою истинную природу, этот страх улетучивается сам собой.

Поэтому чтобы не умирать в ужасе, давайте более серьёзно относиться к своему духовному развитию. И тогда все проблемы уйдут сами.

2 коммент.:

раджас7 комментирует...

Роман, почему многие из нас боятся змей. Змея - ну что в ней особенного? Почему мы не боимся, например, ящериц, это что - тоже некий прошлый неосознанный опыт? Или нет такого опыта (как и в случае со смертью)? И если страх смерти - это следстие прошлого опыта - то почему страх?, а не радость?

Роман комментирует...

Потому что умирать для нас неестественно. Потому что по своей природе мы вечны, но поскольку мы находимся в смертных телах, нам приходится это переживать снова и снова. Сама по себе смерть, возможно, и не такая уж страшная, но тот факт, что за ней следует очередное рождение, которое на самом деле намного мучительнее, радости не прибавляет. Более того, то настроение, с которым мы покидаем своё тело, тоже оставляет свой отпечаток.

Отправить комментарий