четверг, 12 января 2012 г.

Духовная субординация

Вчера мне позвонила одна знакомая. Спрашивала совета относительно одной ситуации, возникшей в её жизни. Что за ситуация - говорить не буду, поскольку она своего согласия на публикацию в сети не давала. Правда, я и не спрашивал, но всё равно, не думаю, что она будет в восторге.

Мне её ситуация не особо знакома в том плане, что у меня подобных проблем как-то не наблюдалось. Но что теперь делать, на просьбу отвечать надо. Человек ведь надеется, просто так не будет же кому попало сердце своё открывать. 

Поэтому я просто сказал то, что говорил по этому поводу Шрила Прабхупада. Я не знал, что будет, я не знал, как она на это отреагирует. Возможно, она ждала какой-то личной реализации.

И знаете, это сработало! Вот уж действительно, правы те, кто говорит, что наставления Шрилы Прабхупады актуальны во все времена. Моя знакомая сказала, что это именно то, чего ей действительно не хватало, сказала, что глаза её открылись, рассыпалась в благодарностях. Потом мы ещё немного поговорили и попрощались.

Сегодня я вспомнил об этой ситуации и немного призадумался. Велика ли моя заслуга в данной ситуации? Я просто пересказал ей то, что говорил Прабхупада. От себя ничего не добавлял. Да и добавлять было нечего - как я уже упоминал, в моей жизни подобные вещи мало проявлены. 

Это называется духовной субординацией - не знаю, есть ли такой термин или нет, но почему-то мне пришло в голову именно это словосочетание. Но суть его в том, что когда в нашей жизни - духовной жизни - происходят какие-то позитивные вещи, то мы не зачисляем их на свой счёт. Говорится же, что весь наш духовный прогресс вызван милостью духовного учителя, Шрилы Прабхупады, преданных и Кришны, естественно. Сами мы ещё мало на что способны. Взять, например, меня. В моей голове ещё полно всяких левых вещей, которые мешают моему духовному развитию. Но при этом я уже веду бхакти-врикшу, возможно, кто-то даже воспринимает меня как наставника. Как такое возможно? Будучи ещё сам несовершенен, я, тем не менее, уже пытаюсь помогать достичь совершенства кому-то ещё? Ну не наглость ли это, спросите вы?

С одной стороны, может быть, и наглость. А с другой, подобное явление вполне вероятно при соблюдении одного важного условия. Человек, выполняющий роль наставника, должен сам находиться под руководством. Тогда прогресс возможен. Это называется цепь ученической преемственности или парампара - когда я действую не самостоятельно, выдумывая всё, что взбредёт в голову, а в соответствии с некоей традицией и опорой на предыдущий опыт. Однажды Бхактиведанту Садху Свами спросили, может ли человек, не достигший освобождения, заниматься чистым преданным служением, на что махарадж ответил, что может, если будет находиться под руководством.

Именно поэтому мой ответ и помог моей знакомой. Потому что на самом-то деле дал совет не я, а Прабхупада. Конечно, никто не отрицает своего опыта. Собственные реализации нужны - без них никуда. Но они будут приходить в процессе следования

0 коммент.:

Отправить комментарий