суббота, 1 декабря 2012 г.

Ошибки и трудности


Многие люди привыкли считать, что если человек начинает духовно развиваться, то он больше не имеет права совершать ошибки. Но при этом они забывают, что склонность ошибаться — одно из качеств обусловленной души. И что стадия совершенства достигается далеко не сразу — об этом тоже мало кто вспоминает. 

Приведу пример из своей жизни. На тот момент, когда я начал заниматься духовной практикой, мои отношения с родителями сложно было назвать хорошими. Скорее они были нейтральными — они хотели от меня чего-то одного, мне же их желания касательно моей жизни особо не нравились.

Постепенно я начал понимать, что для нормального духовного развития необходимо менять в себе отношение к окружающим людям, особенно к близким. Я начал развиваться в этом направлении. Но поскольку у меня было не так много знания и опыта, то зачастую было по-прежнему сложно контролировать свой ум и эмоции.

И вот родители стали упрекать меня в том, что, дескать, хотя я и занимаюсь духовной практикой, а толку никакого. Но на мои доводы о том, что в одну секунду очень трудно измениться внутренне, они говорили, что для качественных изменений достаточно небольшого промежутка времени. Но при этом они требовали по отношению к себе большей терпимости и понимания.

Через какое-то время я заметил подобные мысли и у себя. Я сделал вывод: наш ум — довольно изворотливая субстанция, и себе он готов сделать любую поблажку, но когда речь заходит о ком-то другом, то ум становится непреклонен.

На самом деле, это одно из проявлений нашего эгоизма — когда мы мягки к себе и требовательны к другим. Святой человек действует наоборот — он строг к себе и мягок к другим. Потому что он как никто другой понимает, что наши привязанности и привычки очень крепко нас держат, и порой бывает весьма трудно от них избавиться. Но если у нас есть сильное желание измениться и твёрдая вера в процесс, то успех нам обеспечен.

Потому что ошибки и неудачи — это часть нашего опыта, который рано или поздно приведёт нас к цели. И наша задача — вынести правильные выводы и двигаться дальше. Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что в том, что человек совершает ошибки, нет ничего удивительного, но если он не извлекает из них соответствующих уроков, то стоит задуматься, а всё ли у такого человека в порядке. Говорится же, что святой — это не тот, кто не падает, а тот, кто если упал, то встаёт, отряхивается и идёт дальше.

Поэтому давайте не будем сокрушаться по поводу трудностей и ошибок на духовном пути. В конце концов они всё равно приведут нас к намеченной цели.

0 коммент.:

Отправить комментарий